Письмо патентному поверенному О. от изобретателя Максипульс* Д.
Здравствуйте, О.!
Я сдержал свое слово. Как и обещал, засел за описание проекта именно в субботу. Погода способствует домашним занятиям. А возможность рассказать Вам о новой идее мотивирует. Надеюсь, что буду не скучен, и вызову у Вас живой интерес к теме очень важной для меня и моих коллег.
О., я опишу и даже проиллюстрирую, как работает “Способ управления учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов с помощью программно-аппаратного комплекса мониторинга тренировочной нагрузки”.
Я расцениваю это как Новый Способ планирования учебно-тренировочного процесса (УТП), а Вы? После прочтения сожгите, пожалуйста. Уверен, что Вы, как всегда, сделаете абсолютно верные уточнения и поможете успешно зарегистрировать изобретение.
Итак, существует программно-аппаратный комплекс (ПАК) Максипульс*, основное назначение которого мониторинг (оперативный контроль) тренировочных и соревновательных нагрузок с помощью носимых устройств-регистраторов ЧСС.
Рис. 1 Десктопная и планшетная версии
Рис. 2 Датчики с фотометрическим и электрокардиографическим способом регистрации ЧСС
Принципиальное устройство системы довольное простое. Сначала система создает индивидуальную модель реакции (адаптации) организма спортсмена к физической нагрузке. Для этого надо провести тестирование в полевых (естественных) условиях вида спорта. По этой моделе проводится оперативный мониторинг. Таким образом рассчитывается индивидуальная реакция спортсменов на нагрузку, создаваемую в процессе общих тренировок.
Рис. 3 Тестирование - челночный бег
Каждое последующее тестирование обновляет модель. Таким образом реализуется основная функция системы - многоканальный мониторинг индивидуальной нагрузки спортсменов.
Рис. 4 Максипульс рассчитывает данные индивидуальной активности спортсменов
После тестирования и тренировок пользователь получает цифровые отчеты. Система хранит данные о проведенных тренировках и анализирует динамику тренировочного процесса.
Рис. 5 Пример результатов тренировки (ТРИМП)
Рис. 6 Пример результатов челночного теста
Итак, мы описали общую схему работы Максипульс*. И можем перейти к объяснению сути Нового Способа Планирования тренировочного процесса. И почему появились опции “Планирование УТП” и “Анализ нагрузки”?
Рис. 7 Экран планшетной версии (кастомная версия) с активными опциями “Планирование УТП” и “Анализ нагрузки”
Новые опции предназначены для совершенствования методики тренировок и подходов к планированию учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок. Средствами реализации являются оцифровка и анализ величины тренировочной нагрузки.
Конкретно, нам необходимо сравнить запланированную нагрузку и нагрузку, которую перенес спортсмен в тренировке. Если она совпадает, то поставленная цель достигнута. Если не совпадает, то почему. И так для всех спортсменов. Далее, как изменяется эта нагрузка по циклам. Как динамика тренировочной нагрузки отражается на росте функциональных возможностей и травматизме.
Зачем, спросите Вы? Неужели недостаточно, если тренер может просто наблюдать за интенсивностью тренировок и делать выводы как и раньше?
Уже поздно.
Рис. 8 Сделав выбор, ты никогда не будешь прежним. Никогда
Потому что появилась цифровая реальность. Мир уже никогда не будет прежним. Цифровые технологии не плохи, или хороши сами по себе. Ответ в том, каких целей можно достичь с их помощью. Я постараюсь ответить. Вам не скучно, О.?
Итак, чтобы оценить совпадение запланированной и состоявшейся нагрузки, или данные на входе и на выходе, нам нужны данные тренировочного плана. Человек, отвечающий за информацию на входе - это тренер.
Искусство работы тренера состоит в планировании тренировочной нагрузки таким образом, чтобы она эффективно действовала на организм спортсмена и вызывала в нем изменения, которые со временем превращаются в силу, скорость, выносливость и обеспечивают спортивный результат.
Для этого тренер использует средства воздействия, тренировочные упражнения и задания, и составляет план каждой тренировки. Каждого недельного микроцикла. И каждого годового макроцикла. Это сложная работа, которая должна учитывать уникальность каждого индивидуума. А тренер, работающий с детьми и подростками должен знать еще и возрастные особенности развития организма ребенка.
Рис. 9 Хороший тренер - это методист, аналитик, психолог, врач, механик. Слава хорошему тренеру!
Теперь, когда мы понимаем, что хороший тренер - это мультиспециалист, то наша идея дать ему в руки инструмент для измерения точности его работы, выглядит перспективной. Потому что уж он то точно заинтересован в такой помощи.
Рис. 10 Мы получаем данные о тренировочной нагрузке в виде показателей работы физиологических систем организма. Но что тренер сказал спортсменам?
Как же это происходит сейчас? Как тренер задает нагрузку на данный момент?
Общепринятым является описательный способ для задания «декларативных данных» о тренировочной нагрузке.
Приведу хороший пример. Тренер дает подробное описание упражнений и, как критерий интенсивности, указывает пульс за 10 секунд.
Рис. 11 Хороший пример тренировочного задания
Ученики хорошо понимают, что делать. И могут оценить интенсивность выполнения с помощью измерения пульса. Уже неплохо для оперативного контроля. Но как перевести их в наши единицы измерений? Так как Максипульс* оценивает реакцию физиологических систем организма в виде единиц тренировочной нагрузки, то и на входе должны быть данные в тех же единицах измерения. Ведь, не можем же мы сравнивать километры или количество повторений с килокалориями и ваттами на килограмм веса.
То есть нам предстоит еще решить проблему перевода тренировочных заданий в универсальные единицы, понятные алгоритму Максипульс*.
Да, небольшой интерактив. Попробуйте измерить частоту сердечных сокращений на сонной артерии, как это делают пловцы.
Рис. 12 Вы смотрите на часы-таймер на стене бассейна и начинаете считать удары за 10 секунд. Это надо сделать сразу, как только закончили интервал. Каждая секунда это потеря 2-3 ударов
Попробуйте сделать это в покое. Получилось? А теперь представьте себе, что этот фокус нужно проделать в воде, после интенсивного отрезка, в группе 18 детей, таймер на расстоянии 15 метров, и у вас зрение - 2,0. Какая будет погрешность измерения? Можно ли считать, что реально осуществляется контроль тренировочной нагрузки? И еще, простите забыл. Дна НЕТ! Дети не достают дна спортивного бассейна, они висят на дорожках.
Мы рассмотрели хороший пример, который демонстрирует, по меньшей мере, тренеру необходим легкий способ регистрации ЧСС. Тогда что же будет представлять собой плохой?!
Вряд ли какой-то тренер может обойтись без указания конкретных упражнений или заданий для своих учеников. В этом разницы никакой не будет. А вот способ контроля интенсивности выполнения заданий будет отличаться. Принципиально. Потому что в плохом примере его не будет. Не будет вообще! Не будет потому, что этому типу тренера он не нужен.
Рис. 13 “Не умер, значит ничего не сделал”
Это известный тип “сильного” тренера, который убежден, что только ежедневные тренировки “на максималках” могут дать результат. И у него есть основания для этого. Потому что, действительно, тренировки приносят результат. Поэтому, самоуверенный и жесткий, он ведет себя как драгдилер на своей территории. Результаты, основанные на максимальных нагрузках и игнорировании особенностей развития детского и подросткового организма, как наркотик, требуют только увеличение дозы. Именно он формирует систему выживания в детском спорте. Его интересуют только те, кто “тянет”. А тот, кто не выдерживает, тот лентяй и халявщик.
Принципиально отличается их отношение к технологиям. Хорошему тренеру цифровой контроль нагрузки нужен, как инструмент для совершенствования тренировочного процесса и повышения эффективности, снижения риска перегрузок и травм. Для второго цифровой контроль опасен, как гласность и демократия, способные разоблачить его тиранию и преступную безграмотность.
Хороший тренер любит технологии. Он соучаствует в их создании. Они облегчают ему труд. Делают его деятельность современной и интеллектуальной.
Второй тип боится технологий. Он не просто консервативен, он агрессивен и злобен. Он не прощает ошибок в разработке. Он не критикует, а пытается уничтожить все, что угрожает его положению.
Простите, мы коснулись очень болезненной темы. О., у Вас ведь дочь занимается художественной гимнастикой, да? И Вы, наверняка, сталкивались с описанными типами. Тогда Вам вам будет полезно знать, что “неоправданные” потери при переходе с этапа детско-юношеского спорта на этап совершенствования спортивного мастерства (16-18 лет) составляют примерно 30%!
Рис. 14 Каждое число - это жизнь и судьба человека!
Статистика, как говорится, упрямая вещь. Но когда речь идет о людях, то было бы неверным утверждать, что единственной причиной, почему, например, молодой человек уходит из спорта, является только отсутствие результатов. Ведь в Человеке чего только не намешано….
Но формализовать подход необходимо, потому что нам важно понять, что подразумевается под “неоправданными” потерями. Известно, что примерно треть спортсменов покинут спорт в результате “естественного” отбора по критерию мастерства и достигнутых результатов. Небольшая часть счастливчиков, удачно пересядет в другой поезд, который примчит их к ярким победам. Как например, суперзвезда Яник Синнер который только в 14 пришел в теннис, а до этого были лыжи, что было более естественно для горной Италии, где родился Яник. Вспомним У-Э. Бьерндалена гонявшего в футбол, и Тима Данкана - почти пловца-олимпионика. Еще часть совершат нелегкий выбор, и отправятся на поиски счастья в иные края. Автор сам относится именно к этой категории. С момента начала обучения в медицинской академии, стало невозможно совмещать серьезные тренировки и образование.
А что же с “неоправданной” потерей трети ребят, которые планировали связать свою жизнь со спортом и отдавали ему все свои силы и время!? Можно ли сказать, что Они стали просто процентом убыли, отсева, шлака, о котором, черт возьми, лучше умолчать, чтобы не вызвать неприятного разговора об организации самого процесса спортивной подготовки в стране, которая хочет гордится своим спортом. Хочет? Но имеет ли право? Имеет ли право гордится спортивными успехами страна, в которой каждый третий Человек, достигая совершеннолетия, считается непригодным к делу, которому он посвятил первые и самые важные годы своей жизни?
Рис. 15 Ты больше не нужен … освободи шкафчик
Почему каждый третий юноша или девушка, находившиеся в процессе многолетней подготовки под контролем опытных специалистов, перестали соответствовать возросшим требованиям?
Факт того, что 30% спортсменов не представляют интереса для дальнейшей работы в системе спорта высших достижений означает, что их человеческий материал исчерпал себя. Эти спортсмены не способны адаптироваться к увеличившимся физическим и психологическим нагрузкам. Они истощены физически и морально, потому что резервы их организмов были безграмотно растрачены на ранних этапах. Для них все закончилось хроническими травмами и болезнями, которые будут преследовать их всю жизнь, социальной дезадаптацией и эмоциональной опустошенностью….
О., Вам же не будет сложно ответить на вечные русские вопросы: Кто виноват? Что делать?
Я отвечу одним предложением. Необходимо надеть цифровую узду на нашего героя. Ввести систему цифрового контроля и управления учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов.
Есть еще одно разрушительное следствие деятельности этого типа. У тех, кто попал в этот неблагополучный процент часто формируется чувство вины, которое звучит у них в голове: Сам виноват … Не дотерпел … Сдался… Мало тренировался.
И знаете, какой вывод делают эти травмированные люди? Это удивительно. Но когда приходит время, они ведут своего ребенка к самому “лучшему” тренеру. Да, да, к тому, кто демонстрирует железную хватку и руководствуется единственным принципом - “Не умер, значит ничего не сделал”. И эта адская машинка продолжает крутиться, перемалывая тела и души.
Вы удивленно спросите: “Куда же смотрит регулятор? В чем же функция государства?”. Скажу честно, регулятор говорит правильные слова и пишет разумные законы. Но, как говорится, Где мы, и где закон. Чтобы реализовать правильные законы должны быть надежные механизмы контроля. Вот их то и нет. Нет инструмента контроля, позволяющего заглянуть внутрь тренировочного процесса, на внутреннюю, так сказать, кухню. А увидев, что все “продукты” готовятся по одному рецепту, мы бы точно усомнились в здравом уме шефа.
Рис. 16 Еще огня! Больше огня!
Таким образом, отсутствие контроля со стороны органов государственного регулирования в сфере спорта провоцирует форсирование спортивной подготовки на ранних этапах, формирует систему выживания в детском спорте и наносит материальный и моральный ущерб имиджу государства.
Есть совсем иной путь, когда государство рассматривает интересы спорта высших достижений как второстепенные.
Рис. 17 Скажите, как его зовут?
Ну что? Отвлеклись? Давайте вернемся к нашему проекту. Новый Способ планирования учебно-тренировочного процесса (УТП) основан на квантификации тренировочной нагрузки. Квантификация (лат. quantum — сколько) — это измерение качества в количественных, числовых величинах, например в баллах. Мы должны научить машину понимать задания и упражнения, написанные тренером на естественном языке
Буквально, это выглядит так.
Хоккей. Пример тренировочного занятия (Группа спортивного совершенствования)
Часть | Упражнение | Работа. сек | Отдых, сек | Интенсивность, ЧСС | Время выполнения, мин | Физиологическая стоимость, баллы |
Разминка | Прием передачи партнеру в две шайбы от борта до синей линии | 18 | 60 | 110-140 | 8 | 12 |
Прием-передача шайбы в средней зоне в движении | 20 | 90 | 110-160 | 10 | 14 | |
Пауза | 2 | 2 | ||||
Основная - техническая | Ведение шайбы 1х0 | 15 | 60 | 110-140 | 6 | 35 |
***************************** | ** | ** | *** - *** | * | 40 | |
***************************** | ** | ** | *** - *** | * | 30 | |
Пауза | 2 | 2 | ||||
Основная - тактическая | 5х2(5х4) в зоне 2 атаки (слева, справа) | 30 | 120 | 110-165 | 15 | 48 |
***************************** | ** | ** | *** - *** | * | 39 | |
Итого | 80 | 222 |
Рис. 18 Серьезно?! Все считать?
Конечно, нет. Все посчитает машина. Сравнит со шкалой значений Величины суммарной нагрузки одного занятия и нарисует план-график тренировочной нагрузки в баллах интенсивности за неделю, месяц, год.
Нагрузка | Интенсивность в баллах | Объем в мин | Суммарная нагрузка в баллах |
Малая | 1-2 | 45-60 | 45-180 |
Средняя | 3-4 | 61-90 | 181-360 |
Большая | 5-6 | 72-90 | 360-540 |
Максимальная | 7-8 | 78-100 | 546-800 |
Рис. 19 Экран планшетной версии. Открыта опция “Планирование УТП”
Тренеру остается только подтвердить собственный план и начать тренировку. Теперь система будет считать каждую тренировку и сравнивать с планом, который тренер внес в систему.
Спасибо за терпение, О., мы уже подошли к концу. Остается сказать несколько слов об “Анализе нагрузки”. Но это совсем просто. Система выводит на график запланированную и реальную нагрузку.
Рис. 20 Экран анализа нагрузки, где видно как соотносится запланированная и реальная нагрузки
Что делать с этим дальше, хорошо знают специалисты спорта. Они будут сравнивать динамику функционального состояния, травматизм (болезни) и результаты в соответствующий период. И ответят на вопросы:
Достигнуты ли цели тренировочного этапа?
Как влияла тренировочная нагрузка на важнейшие показатели спортивной подготовки?
Как отдельные спортсмены перенесли нагрузку?
Верно ли спланирован тренировочный процесс?
Что необходимо изменить?
Сделают выводы. Если необходимо, то скорректируют подготовку.
Чувствуете, как Вам стало спокойно? Потому что пришло понимание и наступила ясность. Путь есть. Люди непременно будут работать с машинами. Уже работают. И мы будем поддерживать это стремление. Но мы уверены, что только люди всегда будут принимать наилучшие решения. Просто потому что мы Люди.
*Максипульс - система поддержки принятия решений